МКОУ "Стрельненская основная школа"
с. Стрельна Сухиничский район Калужская область
  • Школьный музей "Край родной"

    1. Наименование школьного музея. Краеведческая музейная комната «Край родной»,
    2. Дата основания Сентябрь 1998 года.                                                            
    3. Наименование образовательного учреждения Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Стрельненская основная общеобразовательная школа» с.Стрельна Сухиничского района Калужской области                                                                                                                        
    4. Адрес: 249276 Калужская область, Сухиничский район, село Стрельна, переулок Школьный, дом 9, телефон 8-484-51-5-06-56.
    5. Фамилия, имя, отчество, звания директора образовательного учреждения   Колган Татьяна Петровна,
    6. Руководитель музейной комнаты Колган Татьяна Петровна, учитель обществознания, педагогический стаж 31 год, руководит музеем с 01.09.2014 года.
    7. Характеристика  музея (название, тематика разделов, фотографии экспозиций) Краеведческая музейная комната «Край родной».

    Тематика разделов

      • Край родной во время Великой Отечественной Войны
      • История села Стрельна и Стреленской волости: обычаи, обряды, праздники, фольклор, исторические сведения.
      • Одежда и предметы быта старины, народные промыслы.
      • История школы.
      • Символы, одежда советского периода.

    Фотографии экспозиций.

    1.  Основные направления деятельности музея, результаты работы, концепция развития музея.
      • Комплектование фондов
      • Учет и хранение
      • Экспозиционная работа
      • Экскурсионно-массовая и научно-просветительская работа

    Результаты работы музея.

    Подготовлены 6 тематических экскурсий и проведены в 2023/2024 учебном году, а именно:

    • История села Стрельна и Стреленской волости
    • Село в годы ВОВ
    • Герой Советского Союза Романков Александр Андрианович.
    • «Жизнь посвящаю родному краю» о замечательных людях земли Стреленской.
    • История образования в селе Стрельна и Стреленской волости.
    • Наши наставники

    Встречи с детьми войны – 9

    Походы по сбору краеведческого материала- 4.

    Походы и уход за памятниками погибшим воинам – 2

    Передвижные  тематические выставки – 2

    Используя материалы музейной комнаты, учащиеся нашей школы приняли участие в региональных конкурсах: Приняли участие в районных историко-краеведческих чтениях памяти А.А. Каплина. Приняли участие в районном марафоне «Победа».

    Оказана шефская помощь  вдовам и ветеранам труда – 25.

    Концепция развития музейной комнаты

    • Документирование истории, культуры, природы села и школы Стрельны путем сбора, выявления и хранения музейных предметов.
    • Осуществление музейными средствами программ по воспитанию, обучению, развитию социализации обучающихся.
    • Организация культурно-просветительской, методической, информационной работы.
    • Развитие детского самоуправления.

    5. Краткая характеристика фондов музейной комнаты

    Фонды являются одним из основных результатов научно - исследовательской работы музейной комнаты и основой для всех видов ее деятельности. Музейный фонд состоит из двух частей - основного фонда и фонда научно - вспомогательных материалов.

    Основной фонд представляет собой собрание музейных предметов, соответствующих профилю музейной комнаты. Вещевые источники чрезвычайно разнообразны. К ним относятся: знамя, одежда, мебель, обувь, предметы быта, рушники, половики, бюст В.И. Ленина и К. Маркса, безмен, кочерга, чугуны, настенные часы, старинное зеркало, сундук, горн, барабан каски, осколки от снарядов, фляжка. Особое место среди вещевых источников занимают предметы мемориального значения, связанные с крупными историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающихся людей, так или иначе связанных с историей школы.

    Довольно многочисленную по составу часть изобразительных источников составляют фотографии, снятые в разное время и разными людьми, они рассказывают о событиях прошлого, о людях, принимавших в них участие об учениках прошлых лет, педагогах.

    Письменные источники содержат рукописные и печатные документы - мемуары, рукописи, исследовательские работы учащихся, законодательные акты,  письма, книги, периодические издания...

    В школе создается медиатека, основное назначение которой заключается в дублировании хранящихся в музейных фондах подлинных исторических документов.

    В основной фонд входят экземпляры книг, журналов и газет, которые представляют собой первоисточники информации по тематике музея - книги, брошюры, журналы, номера газет, в которых напечатан материал о школе.

    К основному фонду относятся и другие массовые издания: учебники по которым занимались ученики прошлых лет, книги с автографами, дарственными надписями, пригласительные билеты, различные документы, выданные официальными учреждениями и общественными организациями: удостоверения личности, свидетельства об образовании, дипломы, грамоты, копии архивных документов.

    На основе музейного фонда строятся постоянные экспозиции и выставки музейной комнаты. Группа взаимосвязанных предметов - письменных, изобразительных и других источников, раскрывающих суть конкретного факта, явления, события составляет экспозицию.

     

    Фонд нашей школьной музейной комнаты постоянно пополняется, так как музейная комната не только аккумулирует документальные свидетельства прошлого, но и создает летопись сегодняшнего дня школы и села.

     Всего экспонатов – 225, из них подлинных – 203. Основные фонды -175, вспомогательные – 50.

    1. Использование музея в учебно-воспитательном процессе (экскурсионная,        просветительская, методическая работа)

    В практике нашей школы сложились следующие виды использования музейной комнаты в учебно-воспитательном процессе:

    - учебная экскурсия в музейной комнате;

    - урок-экскурсия в музейной комнате;

    - использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;

    -демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;

    - подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музейной комнате;

    - проведение учебно-практических конференций

    -встречи с участниками исторических событий.

     Работа в музейной комнате проводится по ряду предметов: истории, русского языка и литературы, на  классных часах. Так были проведены уроки по истории «Кульнев Яков Петрович – герой войны 1812 года» (Игнатова Н.В.), «Горчаков Сергей Дмитриевич в произведениях Л.Н. Толстого» (Терёшина А.В.), классный час, посвященный 79 годовщине Великой Победы «Помним и чтим героя Советского союза Николая Ивановича Кирюхина» прошёл в 5 классе, классный руководитель Игнатова Н.В. классный час, посвященный 79 годовщине Великой Победы «Помним и чтим героя Советского союза Романкова Александра Андриановича» прошёл в 8 классе, классный руководитель Чубыкина Н.И. Классный час, посвященный 79 годовщине Великой Победы «Помним и чтим героя Советского союза Николая Ивановича Кирюхина» прошёл в 9 классе, классный руководитель Глухова Н.Е. и др. Каждый музейный урок сопровождается мультимедийными презентациями, выполненными не только учителями, но и учениками. Учителя, используя возможности музейной комнаты, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают информацию, но и  демонстрируют учащимся сложные пути ее получения.

     Школьная музейная комната помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Поэтому члены Совета музея принимают активное участие во Всероссийских, областных  и районных конкурсах по краеведению.

     Музейная комната является базой и для серьёзной воспитательной работы. Она хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых воспитываются нынешние поколения. Яркое впечатление оставила встреча с детьми войны  Простовой М.М., Мельниковой Н.Д., Соболевой Е.Г., которые поделились своими воспоминаниями о своем военном детстве.

     Во время походов школьники не только собирают новый материал для музейной комнаты, но и ухаживают за памятниками погибшим воинам. Ученики вместе с педагогами школы взяли шефство над престарелыми жителями села.

    Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую профессию. Тема труда и защиты своего Отечества нашла в музее своё отражение.

    Музейная комната вовлечена в активную учебно-воспитательную деятельность школы. Своими специфическими формами, методами она формирует у учащихся качества патриота и гражданина.

    Все виды воспитательной работы, которые ведутся на базе нашей школьной музейной комнаты, способствуют формированию личности учащихся.

    Экскурсия - это одна из основных форм научно - просветительской работы школьной музейной комнаты с учащимися. Важная роль в этом отношении принадлежит экскурсоводу, который, выступая своеобразным посредником между   экспозицией и посетителями, должен строить экскурсию - выбирать экспонаты, применять различные приемы показа, раскрывать экспозиции с различной степенью детализации. Экскурсоводами в нашей школе являются учащиеся, входящие в совет музейной комнаты.

    В практику просветительской деятельности школьной музейной комнаты входят такие  формы работы, как тематические вечера и утренники, встречи с интересными людьми, музейные уроки, торжественные приемы ветеранов войны и труда.

    7. Краткое описание экспозиции (экспозиций) музея по представленной на смотр-конкурс номинаций

    Экспозиция о ВОВ

    Здесь представлены редкие фотографии, безвозмездно переданные ветеранами 324 стрелковой дивизии и их родственниками, письма ветеранов 324 стрелковой дивизии и их родственников  с учащимся Стрельненской школы и ветераном педагогического труда Царевой Н.М., книга о 324 ВДСД с дарственной надписью, книга с дарственной надписью автора о людиновском подполье. Экспозицию дополняют рассказы самих школьников о своих дедушках и бабушках, а также прадедушках и прабабушках, воспоминания   о годах войны    ветеранов, тружеников тыла и детей войны. В экспозиции также представлены: лопатка саперная, каски  советских солдат, осколки снарядов, каска немецкого солдата, фляга алюминиевая, литература о ВОВ, карты военных действий, портрет героя Советского Союза Романкова Александра Андриановича.

    Русская изба

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie