- Наименование школьного музея. Краеведческая музейная комната «Край родной»,
- Дата основания Сентябрь 1998 года.
- Наименование образовательного учреждения Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Стрельненская основная общеобразовательная школа» с.Стрельна Сухиничского района Калужской области
- Адрес: 249276 Калужская область, Сухиничский район, село Стрельна, переулок Школьный, дом 9, телефон 8-484-51-5-06-56.
- Фамилия, имя, отчество, звания директора образовательного учреждения Колган Татьяна Петровна,
- Руководитель музейной комнаты Колган Татьяна Петровна, учитель обществознания, педагогический стаж 31 год, руководит музеем с 01.09.2014 года.
- Характеристика музея (название, тематика разделов, фотографии экспозиций) Краеведческая музейная комната «Край родной».
Тематика разделов
-
- Край родной во время Великой Отечественной Войны
- История села Стрельна и Стреленской волости: обычаи, обряды, праздники, фольклор, исторические сведения.
- Одежда и предметы быта старины, народные промыслы.
- История школы.
- Символы, одежда советского периода.
Фотографии экспозиций.
- Основные направления деятельности музея, результаты работы, концепция развития музея.
- Комплектование фондов
- Учет и хранение
- Экспозиционная работа
- Экскурсионно-массовая и научно-просветительская работа
Результаты работы музея.
Подготовлены 6 тематических экскурсий и проведены в 2023/2024 учебном году, а именно:
- История села Стрельна и Стреленской волости
- Село в годы ВОВ
- Герой Советского Союза Романков Александр Андрианович.
- «Жизнь посвящаю родному краю» о замечательных людях земли Стреленской.
- История образования в селе Стрельна и Стреленской волости.
- Наши наставники
Встречи с детьми войны – 9
Походы по сбору краеведческого материала- 4.
Походы и уход за памятниками погибшим воинам – 2
Передвижные тематические выставки – 2
Используя материалы музейной комнаты, учащиеся нашей школы приняли участие в региональных конкурсах: Приняли участие в районных историко-краеведческих чтениях памяти А.А. Каплина. Приняли участие в районном марафоне «Победа».
Оказана шефская помощь вдовам и ветеранам труда – 25.
Концепция развития музейной комнаты
- Документирование истории, культуры, природы села и школы Стрельны путем сбора, выявления и хранения музейных предметов.
- Осуществление музейными средствами программ по воспитанию, обучению, развитию социализации обучающихся.
- Организация культурно-просветительской, методической, информационной работы.
- Развитие детского самоуправления.
5. Краткая характеристика фондов музейной комнаты
Фонды являются одним из основных результатов научно - исследовательской работы музейной комнаты и основой для всех видов ее деятельности. Музейный фонд состоит из двух частей - основного фонда и фонда научно - вспомогательных материалов.
Основной фонд представляет собой собрание музейных предметов, соответствующих профилю музейной комнаты. Вещевые источники чрезвычайно разнообразны. К ним относятся: знамя, одежда, мебель, обувь, предметы быта, рушники, половики, бюст В.И. Ленина и К. Маркса, безмен, кочерга, чугуны, настенные часы, старинное зеркало, сундук, горн, барабан каски, осколки от снарядов, фляжка. Особое место среди вещевых источников занимают предметы мемориального значения, связанные с крупными историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающихся людей, так или иначе связанных с историей школы.
Довольно многочисленную по составу часть изобразительных источников составляют фотографии, снятые в разное время и разными людьми, они рассказывают о событиях прошлого, о людях, принимавших в них участие об учениках прошлых лет, педагогах.
Письменные источники содержат рукописные и печатные документы - мемуары, рукописи, исследовательские работы учащихся, законодательные акты, письма, книги, периодические издания...
В школе создается медиатека, основное назначение которой заключается в дублировании хранящихся в музейных фондах подлинных исторических документов.
В основной фонд входят экземпляры книг, журналов и газет, которые представляют собой первоисточники информации по тематике музея - книги, брошюры, журналы, номера газет, в которых напечатан материал о школе.
К основному фонду относятся и другие массовые издания: учебники по которым занимались ученики прошлых лет, книги с автографами, дарственными надписями, пригласительные билеты, различные документы, выданные официальными учреждениями и общественными организациями: удостоверения личности, свидетельства об образовании, дипломы, грамоты, копии архивных документов.
На основе музейного фонда строятся постоянные экспозиции и выставки музейной комнаты. Группа взаимосвязанных предметов - письменных, изобразительных и других источников, раскрывающих суть конкретного факта, явления, события составляет экспозицию.
Фонд нашей школьной музейной комнаты постоянно пополняется, так как музейная комната не только аккумулирует документальные свидетельства прошлого, но и создает летопись сегодняшнего дня школы и села.
Всего экспонатов – 225, из них подлинных – 203. Основные фонды -175, вспомогательные – 50.
- Использование музея в учебно-воспитательном процессе (экскурсионная, просветительская, методическая работа)
В практике нашей школы сложились следующие виды использования музейной комнаты в учебно-воспитательном процессе:
- учебная экскурсия в музейной комнате;
- урок-экскурсия в музейной комнате;
- использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;
-демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
- подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музейной комнате;
- проведение учебно-практических конференций
-встречи с участниками исторических событий.
Работа в музейной комнате проводится по ряду предметов: истории, русского языка и литературы, на классных часах. Так были проведены уроки по истории «Кульнев Яков Петрович – герой войны 1812 года» (Игнатова Н.В.), «Горчаков Сергей Дмитриевич в произведениях Л.Н. Толстого» (Терёшина А.В.), классный час, посвященный 79 годовщине Великой Победы «Помним и чтим героя Советского союза Николая Ивановича Кирюхина» прошёл в 5 классе, классный руководитель Игнатова Н.В. классный час, посвященный 79 годовщине Великой Победы «Помним и чтим героя Советского союза Романкова Александра Андриановича» прошёл в 8 классе, классный руководитель Чубыкина Н.И. Классный час, посвященный 79 годовщине Великой Победы «Помним и чтим героя Советского союза Николая Ивановича Кирюхина» прошёл в 9 классе, классный руководитель Глухова Н.Е. и др. Каждый музейный урок сопровождается мультимедийными презентациями, выполненными не только учителями, но и учениками. Учителя, используя возможности музейной комнаты, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают информацию, но и демонстрируют учащимся сложные пути ее получения.
Школьная музейная комната помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Поэтому члены Совета музея принимают активное участие во Всероссийских, областных и районных конкурсах по краеведению.
Музейная комната является базой и для серьёзной воспитательной работы. Она хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых воспитываются нынешние поколения. Яркое впечатление оставила встреча с детьми войны Простовой М.М., Мельниковой Н.Д., Соболевой Е.Г., которые поделились своими воспоминаниями о своем военном детстве.
Во время походов школьники не только собирают новый материал для музейной комнаты, но и ухаживают за памятниками погибшим воинам. Ученики вместе с педагогами школы взяли шефство над престарелыми жителями села.
Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую профессию. Тема труда и защиты своего Отечества нашла в музее своё отражение.
Музейная комната вовлечена в активную учебно-воспитательную деятельность школы. Своими специфическими формами, методами она формирует у учащихся качества патриота и гражданина.
Все виды воспитательной работы, которые ведутся на базе нашей школьной музейной комнаты, способствуют формированию личности учащихся.
Экскурсия - это одна из основных форм научно - просветительской работы школьной музейной комнаты с учащимися. Важная роль в этом отношении принадлежит экскурсоводу, который, выступая своеобразным посредником между экспозицией и посетителями, должен строить экскурсию - выбирать экспонаты, применять различные приемы показа, раскрывать экспозиции с различной степенью детализации. Экскурсоводами в нашей школе являются учащиеся, входящие в совет музейной комнаты.
В практику просветительской деятельности школьной музейной комнаты входят такие формы работы, как тематические вечера и утренники, встречи с интересными людьми, музейные уроки, торжественные приемы ветеранов войны и труда.
7. Краткое описание экспозиции (экспозиций) музея по представленной на смотр-конкурс номинаций
Экспозиция о ВОВ
Здесь представлены редкие фотографии, безвозмездно переданные ветеранами 324 стрелковой дивизии и их родственниками, письма ветеранов 324 стрелковой дивизии и их родственников с учащимся Стрельненской школы и ветераном педагогического труда Царевой Н.М., книга о 324 ВДСД с дарственной надписью, книга с дарственной надписью автора о людиновском подполье. Экспозицию дополняют рассказы самих школьников о своих дедушках и бабушках, а также прадедушках и прабабушках, воспоминания о годах войны ветеранов, тружеников тыла и детей войны. В экспозиции также представлены: лопатка саперная, каски советских солдат, осколки снарядов, каска немецкого солдата, фляга алюминиевая, литература о ВОВ, карты военных действий, портрет героя Советского Союза Романкова Александра Андриановича.